Уполномоченный по правам человека в Кемеровской области – Кузбассе

01.11 2022

Уголь для бытовых нужд населению. Основные моменты.

В КуZбассе ежегодно проводятся благотворительные акции по выделению угледобывающими компаниями региона в рамках празднования Дня Шахтера бесплатного угля для малоимущих граждан и ветеранов ликвидированных предприятий угольной отрасли, не имеющих льгот по федеральному законодательству.

В соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» вопросы снабжения населения топливом отнесены к вопросам местного значения. Организация поставок угля для населения, проживающего в домах с печным отоплением, осуществляется администрациями муниципальных образований на основании Соглашений (договоров) с топливоснабжающими организациями на предоставление субсидий для возмещения недополученных доходов, возникающих при продажах угля населению по регулируемым ценам, предусматривающих требования по количеству и качеству угля.

Подача потребителям твердого топлива (угля) отнесена Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (утверждены Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354) к коммунальным услугам. Вопросы эксплуатации систем коммунальной инфраструктуры, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления, относятся к отрасли жилищно-коммунального комплекса Кемеровской области, уполномоченный орган – Министерство жилищно-коммунального и дорожного комплекса КуZбасса.

Оценка качества угля в Российской Федерации производится на основании ГОСТ 32347-2013 «Угли бурые, каменные и антрациты Кузнецкого и Горловского бассейнов для энергетических целей. Технические условия» таблица 3 «Показатели качества углей для бытовых нужд населения». Регламентируется зональность и влага, для сортового угля – дополнительно количество мелкой фракции. Требования данного документа распространяется на весь объем доставленного потребителю угля без разделения по фракциям, частям и т.д., включая видимую породу, так как доставленный уголь не проходил обогащение на обогатительных фабриках.

Для обеспечения законных прав потребителя, законодательством предусмотрена возможность обратиться к продавцу с претензией на качество или количество топлива в течение 14 дней с момента доставки. При этом, для объективного рассмотрения претензий покупателю топлива необходимо сохранить уголь без изменения состава (рассев, выборка породы) и без складирования в место постоянного хранения. В случае доставки угля самовывозом, то есть на транспорте, привлеченном покупателем в частном порядке, претензии необходимо предъявлять сразу после погрузки угля в автотранспорт.

В администрациях муниципальных образований КуZбасса созданы постоянно действующие территориальные комиссии, контролирующие поставку, перевозку, хранение и списание угольного топлива, приемку по количеству и качеству угля, поставляемого для коммунально-бытовых нужд, рассмотрение жалоб населения, которые при необходимости будут рассмотрены комиссионно с выездом к заявителю.